Лабораторное оборудование: производство и поставки

Цифровая таможня: ФТС исполняется 30 лет

Как за 30 лет изменилось таможенное оформление в России? Начиная с 1991 года российская таможня претерпела серьёзную трансформацию. Как отмечает издание «Коммерсантъ» в материале Татьяны Едовиной, это выразилось как в переходе бумажного документооборота на электронный, так и внедрением новых информационных систем.

Крупнейшей реформой следует считать создание 16 центров электронного декларирования и перевод в них таможенного оформления из более чем из 600 различных мест. Таким образом, стал возможен переход к автовыпуску безрисковых поставок. Между тем, таможенные процессы, в том числе и фактический контроль на границе, планируется перевести на более высокую ступень автоматизации. Такой шаг закладывается в стратегию развития таможни до 2030 года.

Открытие границ и расширение торгового оборота дали старт современному этапу развития российской таможни в начале 1990-х. В 1989-м появилось требование обязательного декларирования экспорта и импорта, до этого, тремя годами ранее, таможенные органы, входившие в структуру Министерства внешней торговли, были преобразованы в отдельную службу.

Отказ от монополии государства на внешнюю торговлю привёл к росту числа участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также объёмов импорта и экспорта. Появилась необходимость введения института таможенных уполномоченных, на которых возлагалось таможенное оформление и контроль на территориях, расположенных внутри страны, в местах нахождения участников ВЭД. Постепенно таможенные службы в регионах обретали очертания таможенных постов, вылившееся в последующее преобразование в самостоятельные таможни.

К 1996 году количество участников ВЭД превысило 35 тыс., из которых более 23 тыс. работали в зоне ответственности Московской таможни. Поэтому на следующий год начался процесс создания центров таможенного оформления при каждой таможне. Одновременно таможенные органы стали переходить с производственного на территориальный принцип — стали сказываться неравномерное распределение нагрузки между таможнями и снижение эффективности контроля, вызванные разделением таможен по видам транспорта, перемещающего товары, и видам деятельности.

Формирование цивилизованного рынка таможенных услуг, повышению достоверности и качества декларирования к концу 1999 года вызвало необходимость внедрения института таможенных брокеров. Появились новые требования и к складам временного хранения: товары с границы начали поступать только на установленные таможенным органом базовые таможенные терминалы. В дальнейшем, после прохождения таможенных процедур, они могли быть перевезены на любой внешний склад, выбранный получателем.

Следующим шагом стало внедрение электронного декларирования — первая электронная декларация была подана и выпущена в стране в ноябре 2002 года. Это случилось на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни Центрального таможенного управления. Впрочем, потребовалось ещё 15 лет, чтобы переход на удалённый режим подачи деклараций стал возможен в массовом порядке.

В мае 2017 года появилась новая программа развития таможенных органов до 2020 года. Она была утверждена коллегией ФТС и предусматривала автоматизацию обработки данных, перенос контроля с этапа декларирования на этап после выпуска товаров, а также максимально возможное исключение прямого контакта участников ВЭД и представителей службы. Одновременно началось и обсуждение создания центров электронного декларирования (ЦЭД).

В октябре 2018 года в Приволжском округе стала действовать первая в РФ электронная таможня. Таким образом, стала возможной обработка в едином центре всех деклараций, поступавших ранее на 53 таможенных поста округа. Кстати, к тому моменту всего по России действовало 672 места таможенного оформления. Уже через два года, к концу 2020-го, оформлением деклараций занимались всего 16 ЦЭДов (включая 8 региональных, один авиационный и 7 специализированных электронных таможен). Поскольку ЦЭДам передали также и полномочия по принятию решений о выпуске товаров, то полномочия таможен свелись к фактическому контролю.

Вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза вызвало важные изменения института уполномоченных экономических операторов, действовавшего с 2012 года. В 2018 году были введены новые требования к компаниям, желающим получить такой статус. Впрочем, одновременно был расширен и список упрощений.

«В рамках Комплексной программы-2020 нам удалось коренным образом реформировать таможенную систему, обеспечив при этом её полную управляемость. Без сомнения, созданная нами структура будет определять облик таможенных органов России на годы вперёд», — отмечает первый заместитель главы ФТС Руслан Давыдов.

Сейчас в ЦЭДах оформляется 99 % всех деклараций. При этом автоматически регистрируется 80 % от всех поданных деклараций, а выпускается — 25 %. Осуществление таможенных операций в отношении поставок, не идентифицированных как рисковые, занимает сейчас в среднем 1 час 16 минут при импорте и 40 минут при экспорте.

Нововведения затронули и самих сотрудников таможни: до начала реформы выпуск деклараций на товары осуществляли более 3,7 тыс. таможенных инспекторов. В наши дни штат «выпускающих» таможенных инспекторов в 16 ЦЭДах — около 2,5 тыс. Важным мероприятием стал и перевод в 2020 году почти 12 тыс. гражданских служащих таможенных органов в статус сотрудников. При этом увеличения штатной численности не произошло — служащие, в том числе должностные лица мобильных групп, «получили погоны».

К 2020 году количество участников ВЭД выросло более чем до 120 тыс., а за счёт поступлений от пошлин формируется примерно треть доходов федерального бюджета. В бюджет страны по итогам девяти месяцев текущего года таможенные органы перечислили 4,8 трлн руб., что на 33 % больше прогнозного задания. Рост, по сравнению с показателем аналогичного периода 2020 года, составил 49 %. При этом платежи, взимаемые при импорте, увеличились на 34 % — до 3,1 трлн руб., взимаемые при экспорте — на 74 %, до 1,5 трлн руб. Следует учесть, что на организации низкого уровня риска (всего их более 10 тыс.) приходится 75 % всех оформленных деклараций на товары и 83 % платежей в бюджет.

Следующим этапом развития таможни, заложенным в утвержденную стратегию до 2030 года, должен стать переход от «электронной» к «интеллектуальной» таможне. Это позволит проводить все операции по таможенному оформлению автоматически с использованием информационных технологий.

Реализовать стратегию предполагается в два этапа. На первом, до 2024 года, предполагается создать модель «интеллектуального» пункта пропуска с учётом специфики всех видов транспорта. Это позволит полностью автоматизировать процесс прохождения границы для безрисковых поставок. В настоящее время многие пункты пропуска признаны технически устаревшими и

зачастую вообще не оснащены электронным оборудованием. Впрочем, задача их обновления лежит не на таможне, а на федеральном казённом учреждении «Росгранстрой» Минтранса России.

Следующие приоритет — переход на полномасштабное применение электронных навигационных пломб для контроля перемещения товаров. Одновременно совместно с иностранными партнёрами предполагается реализовать подходы по взаимному признанию результатов таможенного контроля и противодействие «ложному» транзиту. Кстати, в середине текущего года ФТС совместно с ФНС уже запустила систему документарной прослеживаемости товаров, позволившую улучшить контроль за уплатой налогов и таможенных платежей.

Ещё в планах таможенной службы — осуществление проекта по созданию специальной технологии совершения операций с международными почтовыми отправлениями. Для этого потребуется обновить законодательную базу, а также создать в системе таможенных органов Центральную почтовую таможню, которой предполагается переподчинить таможенные посты в пунктах международного почтового обмена. В планах также — появление института операторов интернет-торговли, которые будут выступать от имени получателей и отправителей товаров (в том числе пересылаемых по почте и доставляемых в качестве экспресс-грузов).

Наконец, стратегия развития таможенных органов предусматривает переход к категорированию товарных партий вместо категорирования поставщиков и внедрение новой системы управления рисками, что позволит оценивать каждую поставку по отдельности. Бизнес же сможет выиграть от дальнейшего развития института уполномоченных экономических операторов (УЭО) на основе международных стандартов. Это касается взаимного признания статуса УЭО другими странами и взаимодействия информационных систем разных стран, работающих в формате «единого окна», что позволит ускорить прохождение таможни и облегчить процесс предоставления необходимых документов.

Источник

Читайте также