В центре внимания
Лабораторное оборудование: производство и поставки

Еженедельный краткий обзор изменений в российском законодательстве и правоприменении в сфере электроэнергетики

Очередной еженедельный перечень изменений, произошедших в нормативно-правовых актах в сфере законодательства и правоприменения Российской Федерации в области электроэнергетики.

Информация предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.

Усовершенствованы требования к потребителям с управляемой нагрузкой

Федеральный закон от 02.08.2019 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» исключает из законодательства нормы, регламентирующие особенности работы в единой энергетической системе России потребителей с управляемой нагрузкой. Из базового закона «Об электроэнергетике» исключаются положения в части госрегулирования услуг по обеспечению вывода единой энергетической системы России из аварийных ситуаций.

Закон устанавливает возможность снижения стоимости мощности для покупателей, принявших на себя обязательства по изменению режима потребления электрической энергии (потребители с ценозависимым потреблением), а также покупателей, участвующих в торговле электрической энергией и мощностью с использованием энергопринимающих устройств, влияющих на режим работы электроэнергетической системы, на которые воздействуют отдельные виды противоаварийной автоматики. Кроме того, уточняется редакция положений, устанавливающих полномочия субъекта оперативно-диспетчерского управления по выдаче диспетчерских команд и распоряжений, связанных с выполнением функций системного оператора.

Документ также уточняет понятие энергосбытовой деятельности: согласно закону, деятельность по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе у транспортных средств с электродвигателями, не является энергосбытовой деятельностью.

Ознакомиться с документом

Принят федеральный закон, исключающий право регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также предусматривающий переход к установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных тарифов

Федеральным законом от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» предусматривается исключение права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные максимальный и (или) минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Изменение уровня соответствующих цен (тарифов) возможно в случае установления предельных уровней таких цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Законом предусмотрено, что в случае непринятия регулирующим органом субъекта Российской Федерации решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии либо принятия тарифного решения вне рамок установленных предельных максимального и (или) минимального уровней тарифов, применению подлежат предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Уточняется также порядок государственного регулирования цен и тарифов в электроэнергетике. Устанавливается, что государственное регулирование тарифов на срок не менее чем 5 лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе параметров, установленных Правительством РФ. Также регулирование может осуществляться на условиях, которые существуют в отношении регулируемых видов деятельности.

Из числа долгосрочных параметров государственного регулирования цен в электроэнергетике исключается динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров и услуг.

Устанавливается, что госрегулирование цен на услуги в этой области, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Закон вводит порядок заключения таких соглашений. Предусматривается, что с 1 января 2023 года осуществляется переход к установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных тарифов со сроком действия не менее чем 5 лет.

Ознакомиться с полной версией документа

Определены особенности подтверждения выполнения требований по локализации для некоторых генерирующих объектов тепловых электростанций

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2019 № 989 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» устанавливается, что для проектов модернизации, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ на основании результатов отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с началом поставки мощности в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г., требуется подтверждение выполнения требований по локализации, установленных на дату утверждения такого перечня.

Для иных проектов требуется подтверждение выполнения требований по локализации, установленных на дату начала периода подачи ценовых заявок на участие в отборе проектов модернизации.

Подтверждение выполнения требований по локализации требуется для включения генерирующего объекта в перечень генерирующих объектов, в отношении которых будут заключены договоры купли-продажи (поставки) мощности модернизированных генерирующих объектов.

Начало действия документа — 01.08.2019.

Полная версия законопроекта

Росстатом утверждены обновленные статистические формы, по которым подаются сведения о деятельности предприятий, в том числе в сфере электроснабжения

Приказом Росстата от 22.07.2019 № 419 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждены следующие формы и указания по их заполнению, в том числе в сфере электроснабжения:

1) годовые, действующие с отчета за 2019 год:

  • № 23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии»;
  • № 6-ТП «Сведения о производстве тепловой и электрической энергии объектами генерации (электростанциями)».

Ранее действовавшие формы признаны утратившими силу.

Начало действия документа — 22.07.2019.

Подробная информация

Утверждены рекомендации по проведению должностными лицами Ростехнадзора проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 23.07.2019 № 291 «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок деятельности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя субъекта электроэнергетики, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства» целью проверки является подтверждение соблюдения поднадзорными субъектами в процессе осуществления деятельности при эксплуатации зданий, сооружений и оборудования объектов электросетевого хозяйства, требований безопасности, установленных в федеральных законах, технических регламентах, иных нормативных правовых актах, в проектной и эксплуатационной документации.

Рекомендациями установлены:

  • особенности применения риск-ориентированного подхода при плановых проверках деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъектов электроэнергетики, эксплуатирующих объекты электросетевого хозяйства;
  • рекомендации по проведению выездных плановых проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей субъекта электроэнергетики (его филиалов) и эксплуатируемых ими объектов электросетевого хозяйства на основе риск-ориентированного подхода;
  • порядок проведения визуального осмотра и оценки соответствия объектов электросетевого хозяйства требованиям безопасности при проведении плановых проверок;
  • порядок проведения проверок документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта электроэнергетики при проведении плановых выездных проверок.

Полная версия документа

01 августа Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации

Распоряжением от 1 августа 2019 года № 1698-р Правительство РФ внесло законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации в Государственную Думу РФ.

Рассматриваемый законопроект внесён Минэнерго России во исполнение решения Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергии.

В настоящее время отсутствует механизм по разработке, оценке и реализации замещающих мероприятий по обеспечению возможности вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации. Установленный Федеральным законом «Об электроэнергетике» двухлетний срок на запрет вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации не позволяет в должной мере обеспечить разработку и реализацию таких мероприятий.

По мнению Минэнерго России, отсутствие эффективного механизма по выводу объектов электроэнергетики из эксплуатации в целом снижает надёжность энергосистемы, увеличивает долю неэффективной генерации и приводит к дополнительной финансовой нагрузке на конечных потребителей.

Законопроектом предусматривается проведение процедуры оценки возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установление порядка определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источников их финансирования.

Распоряжение Правительства РФ

01.08.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков — субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Проект приказа ФАС России утверждает Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков — субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее — Методические указания).

Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также производителями электрической энергии (мощности), для расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В проекте указано, что расчет цен на мощность и электрическую энергию производится по каждому генерирующему объекту (генерирующей единице мощности) регулируемой организации на основании информации о планируемых в расчетном периоде регулирования расходах по производству электрической энергии и содержанию мощности с приложением необходимых материалов, представленных регулируемой организацией в орган регулирования не позднее 1 июля года, предшествующего расчетному периоду регулирования.

  • Разработчик — ФАС России.
  • Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
  • ID проекта: 01/02/08-19/00093632.

Ознакомиться с законопроектом

02.08.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

В целях повышения эффективности осуществления контроля за инвестиционной деятельностью субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти, Минэнерго России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, в постановления Правительства РФ от 16.02.2015 № 132 и от 17.02.2017 № 202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией» в части касающейся:

  • совершенствования порядка осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
  • исключения из Правил осуществления контроля положений, предусматривающих особый порядок осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, а также инвестиционных программ, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих выдачу мощности генерирующих объектов, определенных по результатам торговли мощностью.

При этом контроль за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, а также инвестиционных программ, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих выдачу мощности генерирующих объектов, определенных по результатам торговли мощностью, отнесенных к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго России либо Минэнерго России совместно с Госкорпорацией «Росатом», либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, будет осуществляться в общем порядке в соответствии с Правилами осуществления контроля;

  • продления до 01.01.2022 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и предоставлении государственных услуг по утверждению таких программ осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, в случае если у заинтересованных органов и организаций отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и (или) техническая возможность к осуществлению указанного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и (или) отсутствуют разработанные в установленном порядке технологические карты межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.
  • Разработчик — Минэнерго России.
  • Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
  • ID проекта: 02/07/07-19/00093244.

Ссылка на проект: Ссылка на документ

Источник

Читайте также