В центре внимания
Лабораторное оборудование: производство и поставки

Еженедельный краткий обзор изменений в российском законодательстве и правоприменении в сфере электроэнергетики

Очередной еженедельный перечень изменений, произошедших в нормативно-правовых актах в сфере законодательства и правоприменения Российской Федерации в области электроэнергетики.

Информация предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.

Проекты инвестиционных программ в сфере электроэнергетики должны пройти дополнительное общественное обсуждение после устранения замечаний

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1059 «Об утверждении в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и о внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № 132» устанавливается, что проекты инвестиционных программ сетевых организаций, входящих в одну группу лиц с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, и (или) проекты изменений, вносимых в такие программы, подлежат дополнительным общественным обсуждениям после устранения замечаний, которые содержаться в отказе Минэнерго России в рассмотрении заявления об утверждении инвестиционной программы.

При проведении указанных дополнительных общественных обсуждений субъекты электроэнергетики, в том числе:

  • раскрывают информацию о проекте инвестиционной программы в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительств РФ от 21.01.2004 № 24;
  • направляют уведомление о размещении на официальном сайте проекта инвестиционной программы;
  • рассматривают предложения к проекту инвестиционной программы, поступившие не позднее 7 календарных дней со дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы;
  • размещают сводку поступивших предложений;
  • раскрывают информацию о проекте инвестиционной программы, доработанную по результатам дополнительного общественного обсуждения.

Также указывается, что в случае проведения дополнительного общественного обсуждения инвестиционной программы срок направления субъектом электроэнергетики заявления об ее утверждении и прилагаемых к нему документов продлевается на 20 календарных дней.

Начало действия документа — 19.08.2019.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года дополнен положениями о строительстве и модернизации новых объектов по производству электроэнергии

Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1844-р «О внесении изменений в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года дополнен положениями о строительстве и модернизации новых объектов.

Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» данного плана теперь предусматривает, в том числе, строительство:

  • Артемовской ТЭЦ-2 мощностью 420 МВт (2019 — 2026 годы) для замещения выводимой из эксплуатации Артемовской ТЭЦ;
  • Хабаровской ТЭЦ-4 мощностью 328 МВт (2019 — 2025 годы) для замещения выводимой из эксплуатации Хабаровской ТЭЦ-1;
  • Якутской ГРЭС-2 (2-я очередь) мощностью 154 МВт (2019 — 2025 годы) для замещения выводимой из эксплуатации Якутской ГРЭС.

Кроме того, предусмотрена модернизация Владивостокской ТЭЦ-2 (реконструкция турбогенераторов № 1, 2, 3 и котлоагрегатов № 1 — 8, 360 МВт) для замещения выводимых мощностей Владивостокской ТЭЦ-2 (2019 — 2025 годы).

Начало действия документа — 17.08.2019.

21 августа Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации

Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2018 № 2381-р в Госдуму был внесён проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ в части развития микрогенерации», согласно которому под объектом микрогенерации понимается принадлежащий на праве собственности или другом законном основании потребителю электроэнергии объект по её производству, функционирующий, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств такого потребителя и составляет не более 15 кВт включительно, и который используется этим потребителем для производства электроэнергии для собственных бытовых и производственных нужд, а также для продажи электроэнергии в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке.

Распоряжением от 21.08.2019 № 1853-р Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации. Это будет способствовать развитию микрогенерации. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 15 августа 2019 года.

Распоряжение

20.08.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии»

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» разработан во исполнение положений Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», которым, помимо прочего, ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии была перенесена с потребителей на гарантирующих поставщиков и сетевые организации.

Проектом постановления, в частности, формулируются понятия «интеллектуальной системы учета электрической энергии», «гарантирующего поставщика». Устанавливается, что оборудование многоквартирных домов коллективными (общедомовыми), индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета электрической энергии должно осуществляться гарантирующим поставщиком в порядке, предусмотренном законодательством РФ об электроэнергетике и Правилами предоставления коммунальных услуг.

Также, согласно проекту, с 1 июля 2020 года и до 1 января 2022 года гарантирующий поставщик будет вправе устанавливать коллективные (общедомовые) приборы учета, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных Правительством РФ, а также включать такие приборы учета в системы сбора и передачи данных.

С 1 января 2022 года к использованию будут допускаться коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных Правительством РФ.

Определение объемов электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случае недопуска исполнителем представителей гарантирующего поставщика для установки и (или) подключения коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии, проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, а также индивидуальных или общих приборов учета, расположенных в местах общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме, в случае вмешательства в работу коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, не обеспечения сохранности пломб, знаков визуального контроля (при их наличии), установленных в отношении такого прибора учета, будет определяться исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 июля 2020 года.

  • Разработчик — Минэнерго России
  • Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
  • ID проекта: 02/07/03-19/00089489

Документ

21.08.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»

Действующий механизм привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 № 43, предусматривает дополнительный отбор проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций в рамках работы Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики в объеме, не превышающем 15 % от общегодовой квоты (4000 МВт по ценовым зонам оптового рынка).

Принимая во внимание итоги отбора проектов модернизации с датами начала поставки мощности в 2022-2024 годах — снижение размера капитальных затрат от предельных значений, установленных Правительством РФ, на ~70 % (порядка 299 млрд. рублей в ценах 2021 года), размер снижения инвестиций относительно предельных значений по итогам централизованного отбора на 2025 год оценивается порядка 70-80 млрд. рублей.

Указанная оценка позволяет предусмотреть увеличение квоты, в рамках которой Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики может быть принято решение в отношении дополнительных проектов модернизации суммарно до 2 500 МВт.

Предлагаемое решение позволит с одной стороны отобрать большее количество проектов модернизации на 2025 год, с другой стороны выполнить требование о не превышении темпов роста цен на электроэнергетики выше индекса потребительских цен.

  • Разработчик — Минэнерго России
  • Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
  • ID проекта: 01/01/08-19/00094176

Проект постановления

Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций, в которых суды пришли к выводу об отсутствии обязанности заявителя компенсировать сетевой организации понесенные ею расходы, связанные с подготовкой технических условий и расчетом платы за технологическое присоединение к ЕНЭС

Основной вывод: заказчик по договору технологического присоединения к ЕНЭС по индивидуальному проекту не обязан возмещать исполнителю расходы на подготовку технических условий и расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение к ЕНЭС, в отсутствие заключенных сторонами договора об осуществлении технологического присоединения, либо соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (п. 30.1 Правил технологического присоединения № 861), при отсутствии каких-либо доказательств несения исполнителем таких расходов.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

  • Правилами технологического присоединения № 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий;
  • в п. 15 Правил технологического присоединения № 861 установлено, что заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок один экземпляр сетевой организации. В случае не направления заявителем подписанного проекта договора, через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий поданная этим заявителем заявка аннулируется. Из вышеуказанной нормы не следует обязанность заявителя в такой ситуации компенсировать какие-либо расходы сетевой организации;
  • из пп. «а» п. 18 Правил технологического присоединения № 861 следует, что первый этап мероприятий по технологическому присоединению включает в себя подготовку сетевой организацией технических условий. При этом технические условия не требуют согласования сторон, а составляются сетевой организацией в одностороннем порядке. Из системного толкования п. 3, 15, 16, 18 Правил технологического присоединения № 861 следует, что технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, следовательно, предоставление технических условий отдельно от договора не допускается;
  • в соответствии с п. 30.1 Правил технологического присоединения № 861 соглашение между заявителем и сетевой организацией в случае технологического присоединения к объектам ЕНЭС заключается при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту;
  • в силу п. 30.1-30.4 Правил технологического присоединения № 861 обязанность компенсировать сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, возникает в случае отказа заявителя от заключения договора технологического присоединения по индивидуальному проекту. Компенсация иных расходов Правилами технологического присоединения № 861 не предусмотрена.

Определение ВС РФ

Источник

Читайте также