В центре внимания
Лабораторное оборудование: производство и поставки

О ценообразовании и не только. Краткий еженедельный обзор изменений в российском законодательстве в сфере электроэнергетики

С начала сентября 2019 года в российском законодательстве, касающимся электроэнергетической отрасли, произошёл ряд изменений и дополнений, с которым можно ознакомиться ниже.

Информация предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.

Внесены изменения в основы ценообразования в электроэнергетике

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, дополнены новым пунктом, согласно которому не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Постановление вступит в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.

Документ

ФНС России даны рекомендации по определению движимого и недвижимого имущества, в том числе в отношении объектов электроэнергетики, в целях администрирования налога на имущество организации

Письмом ФНС России от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@ «О рекомендациях по определению вида некоторых объектов имущества (движимое/недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организации» рекомендовано рассматривать в качестве недвижимого имущества трансформаторную подстанцию.

В письме ФНС ссылается, в том числе на практику Верховного Суда РФ, в частности на определение ВС РФ от 03.09.2018 № 307-КГ18-13146.

В определении Верховного Суда указано, что трансформаторная подстанция имеет признаки недвижимого имущества, в частности: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей, общая стоимость, по которой данный объект основного средства принят к бухгалтерскому учету, сформирована с учетом стоимости разработки проекта, устройства фундамента, монтажных и электротехнических работ.

Кроме этого, в письме ФНС России указаны общие критерии для отнесения объектов имущества к недвижимости, вытекающие из положений п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ:

  • наличие прочной связи объекта с землей или технологическое соединение объекта с другими объектами подземными коммуникациями;
  • невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению;
  • наличие самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится.

Письмо ФНС

Определение ВС РФ

09.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии»

Существующий механизм стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на розничных рынках требует доработки и уточнения с учетом накопленного опыта его применения для корректной реализации требований законодательства и обеспечения более эффективной реализации мер стимулирования развития генерации на основе ВИЭ.

В целях совершенствования действующего механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования ВИЭ на розничных рынках предлагается реализации следующих мер:

  • уточнение правил проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в целях включения таких проектов в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации;
  • переход от принципа регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства таких организаций, к принципу установления предельных максимальных уровней цен (тарифов) на такую электрическую энергию и определения цен на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства таких организаций, в рамках конкурсных процедур по включению генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации;
  • регламентация порядка отражения генерирующих объектов, отобранных по результатам соответствующих конкурсов и функционирующих на основе использования ВИЭ, в схемах и программах развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации в целях предотвращения недобросовестного использования механизмов стимулирования;
  • уточнение правил и процедуры квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ;
  • совершенствование порядка заключения договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в отношении квалифицированных генерирующих объектов, уточнение условий таких договоров, а также упрощение процедуры определения объемов продажи электрической энергии по таким договорам;
  • совершенствование правил ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах.

Реализация предложенных мер позволит повысить инвестиционную привлекательность и эффективность механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования ВИЭ на розничных рынках, а также повысить эффективность процедур, сопровождающих такой механизм стимулирования.

  • Разработчик — Минэнерго России.
  • Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
  • ID проекта: 01/01/09-19/00094734.

Законопроект

10.09.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении систематического наблюдения и мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности субъектов электроэнергетики и при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)»

Данный приказ разрабатывается для целей:

  • обеспечения соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ"Об электроэнергетике«, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы);
  • обеспечения целевого использования субъектами электроэнергетики инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, с учетом сроков реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами данных субъектов электроэнергетики, утвержденными в установленном порядке;
  • обеспечения исполнения приказов, предписаний об устранении нарушений действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), выданных Федеральной антимонопольной службой.

Разработчик — ФАС России. Процедура — публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта . ID проекта: 02/08/09-19/00094786

Проект

11.09.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, правил заполнения указанных форм и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах».

Проектом приказа предусмотрены формы раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об отчетах о реализации инвестиционных программ и обосновывающих их материалах в соответствии с пп.«е» п. 30 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, правила заполнения указанных форм и требования к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчете, включая отчет о реализации инвестиционной программы, сформированный с распределением по перечням инвестиционных проектов, с указанием фактических:

  • характеристик объектов инвестиционной деятельности, а также дат ввода (вывода) соответствующих объектов;
  • объемов финансирования и освоения капитальных вложений, а также источников финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы;
  • объемов ввода объектов основных средств в натуральном и стоимостном выражении по инвестиционным проектам инвестиционной программы.

Разработчик — Минэнерго России. Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза. ID проекта: 01/02/07-19/00093150.

Проект приказа

11.09.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

В целях повышения эффективности осуществления контроля за инвестиционной деятельностью субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти, Минэнерго России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, постановления Правительства РФ от 16.02.2015 № 132 и от 17.02.2017 № 202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией» в части касающейся:

  • совершенствования порядка осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
  • исключения из Правил осуществления контроля № 977 положений, предусматривающих особый порядок осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, а также инвестиционных программ, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих выдачу мощности генерирующих объектов, определенных по результатам торговли мощностью;
  • продления до 01.01.2022 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и предоставлении государственных услуг по утверждению таких программ осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, в случае если у заинтересованных органов и организаций отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и (или) техническая возможность к осуществлению указанного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и (или) отсутствуют разработанные в установленном порядке технологические карты межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.

Разработчик — Минэнерго России. Процедура — повторные публичные обсуждения проекта нормативного правового акта. ID проекта: 02/07/07-19/00093244

Проект постановления

12.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных) и (или максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Проект приказа ФАС России подготовлен в соответствии с пп. «а», «г» п. 25 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 13.05.2019 № 216.

Проектом приказа предусмотрен переход на долгосрочное (трехлетний период) тарифное регулирование услуг Системного оператора в целях создания стимулирующего механизма эффективного управления ресурсами и повышение прозрачности деятельности регулируемой организации.

Проектом Методических указаний определяются основные положения по расчету:

  • цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков электрической энергии;
  • предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей.

Расчет указанных цен (тарифов) осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по видам деятельности в соответствии с п. 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Исходными данными для расчета цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) являются:

  • расчетный (плановый) объем необходимой валовой выручки, требуемый для возмещения экономически обоснованных расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, связанных с оказанием соответствующих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике необходимой прибылью, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей;
  • расчетный объем услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

  • Разработчик — ФАС России.
  • Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
  • ID проекта: 01/02/09-19/00094928.

Проект приказа ФАС России

Источник

Читайте также